Физическому появлению человека на свет предшествует желание его родителей, в основе которого лежат разнообразные и порой очень сложные бессознательные мотивы (замещение покойного родственника/ребенка, для удовольствия/”для себя”, реализация своей неисполненной мечты, власть, месть, соревнование, из-за возраста, когда «пора» и т.д.). А бывает и так, что рождению ребенка предшествует не-желание его иметь, или иметь ребенка конкретного пола.
Родительское желание обязательно артикулировано в речи, поскольку имеет непосредственную связь с языком. Рождаясь, ребенок непременно сталкивается с этим Другим, окунаясь в купель его языка, которое насквозь пронизано желанием: «горюшко ты мое», «солнышко ты наше ясное», «ох, как же не вовремя ты родился», «дедова порода», «ты моя надежда» и т.д. И дальше субъекту предстоит совершить несколько операций: отчуждение и сепарацию.
От чего ребенок отчуждается? От своей биологической животной сути. Перед ним стоит выбор: или ты подчиняешься Закону языка или нет. Если ребенок выбирает подчинение Другому – он утрачивает свою реальную биологическую сущность, но, взамен, он обретает себя как субъекта языка, он позволяет слову, символу, означающему заменить себя и поставить в ряд с другими означающими: «Я Игорь, мне 5 лет, я люблю мороженное, когда я вырасту – я стану космонавтом, мой любимый мультик про роботов и т.д.» или вот так «Я Максим, полный неудачник, вся моя жизнь – сплошной мрак, я так и не смог построить семью и достичь успеха в работе…» (помним, формула зависит о желания Другого).
Отчуждение происходит посредством механизма расщепления. Говорящее существо расщепляется на две части, два аватара: на сознательное и бессознательное, на «ложное» чувство себя (наше Я) и автономное функционирование языка в бессознательном (наше бессознательное).
Очень важно понять, что отчуждение – это не врожденная данность, это выбор субъекта. Психотик, в отличие от невротика, одержал победу над Другим, он не подчинился языку, и тем самым утратил себя как субъекта расщепленного.
Сепарация – это борьба уже отчужденного субъекта с желанием Другого. Желание, которое было прежде рождения ребенка и которое может оказывать влияние на всю его оставшуюся жизнь, т.е. стать его судьбой, кармой, тем «что предначертано», «проклятием». И здесь я снова подчеркиваю: важно не столько то, что сказал, подумал, желал родитель, сколько ответ самого ребенка – он согласен с этим желанием или готов от него сепарироваться? Быть «маминой надеждой», «папиным отморозком», «ясным солнышком» или «куском дерьма» – это тоже бессознательный выбор субъектом его судьбы.
Всю последующую жизнь уже взрослый субъект может посвятить исполнению своего-желания-Другого.
Психоанализ помогает обнаружить свое желание и желание Другого, а дальше – выбор снова за вами.